Обеспеченность населения торговыми площадямиВажно отметить, что сам показатель шаговой доступности не связан с показателем обеспеченности населения торговыми площадями. Население района может быть обеспечено площадями торговых объектов, а находиться эти магазины могут на значительном удалении от жилой застройки, то есть вне зоны шаговой доступности. Именно поэтому целесообразно проводить анализ отдельных зон торговли на основе ГИС с целью выявления так называемых «абсолютных пустот» и «перспективных зон развития». На схеме представлена методика – алгоритм анализа потребительского рынка, на основе которого могут быть выявлены такие участки на территории города, на которых необходимо стимулировать развитие тех или иных объектов потребительского рынка.
Названный анализ необходимо проводить в несколько этапов. 1 этап – Анализ обеспеченности населения и территории городского округа объектами потребительского рынка. При этом рассчитывается: - обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей в целом по
городскому округу и по районам; На основе представленных расчетов составляются картограммы, причем их должно быть как можно больше по различным классификационным признакам. 2 этап – Анализ полученных картограмм с учетом параметра «шаговая доступность». 3 этап - зонирование территории городского округа. 4 этап – выявление «абсолютных пустот» и «перспективных зон развития». Этот обобщенный алгоритм может быть дополнен еще одним блоком необходимым для глубинного анализа приоритетных зон развития.
Осуществляя работу в соответствии с данным алгоритмом, муниципальные органы смогут рекомендовать предпринимателям наилучшие для размещения предприятий участки, а бизнесмены – принимать решения об организации и размещении торгового предприятия. Кроме того, дальнейшее изучение приоритетных зон развития требует проведения глубокого и тщательного анализа специализации объектов потребительского рынка - delovgoru.ru. Прежде всего, необходимо раздельное рассмотрение вопросов обеспеченности территории продовольственными и непродовольственными торговыми предприятиями, а для оптимизации торговли непродовольственными товарами целесообразно проводить еще и анализ размещения предприятий различной товарной специализации. Необходимость такой детализации подтверждают результаты проведенного в г. Москва опроса покупателей, которые выявили готовность жителей города добираться до магазина хозяйственных товаров 12 минут, спортивных товаров – 15 мин., детских товаров и компьютеров – 25 мин. и т.д. Однако наиболее значимо проведение детализированного зонирования для предприятий, обеспечивающих население продовольственными товарами. Результаты исследования пространственной организации розничной торговли в Ленинском районе г.о. Самара свидетельствуют о том, что, несмотря на высокую степень обеспеченности торговыми площадями, выявлены две перспективные зоны развития. В соответствии с их характерными особенностями, определены возможности преобразования. Группировка статистической информации только по районам города, в соответствии с административным делением, затрудняет проведение глубинного анализа. Степень детализации зонирования зависит от организованности и активности участия в этой работе администраций городских районов. Так, например, результаты анализа состояния торгово-розничной сети Железнодорожного района г.о. Самара по микрорайонам представлены в таблице.
Средний по размеру территории микрорайон 5 имеет максимальную насыщенность предприятиями в два и более раз превышающую показатели остальных микрорайонов. В то же время микрорайон 7 самый большой по площади характеризуется наименьшим показателем насыщенности - delovgoru.ru. Таким образом, единый городской район очень неоднороден по состоянию торгово-розничной сети. Все перечисленные этапы анализа пространственного развития торговли оперативно осуществимы только при наличии специального программного обеспечения – геоинформационной системы и налаженной системы сбора и обработки данных о развитии потребительского рынка городского округа. Использование названной системы позволит специалистам департамента быстро и с наименьшими затратами времени и сил принимать оптимальные решения о развитии потребительского рынка в целом и в конкретной торговой зоне. |
Все права защищены - 2009-2019 © Дело в гору. ру - All rights reserved