Ведение бизнеса за рубежом

| на главную | методические материалы | ведение бизнеса за рубежом |



Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Поток русских в Таиланд

Несколько лет назад Николай Селихов в крупной тайской компании продавал VIP туры, но потом в мире начался психоз по поводу атипичной пневмонии в Азии. Как результат - продажи туров сократились на 90 %. Николаю, как и другим сотрудникам, предложили хорошую компенсацию - в обмен на добровольное увольнение. «А может, я просто устал работать на тайцев, - размышляет Селихов. - Когда я решил открыть свою турфирму, все говорили: сумасшедший, такой момент, тайское направление на спаде, курицы с пневмонией... Но зато в этот момент все отели с радостью давали хорошую цену, только привези кого-нибудь». Теперь многие небольшие российские туроператоры просто обеспечивают авиабилет, а на месте все делает Николай.

Создание местного турпродукта больших затрат не требовало, к тому же Николай уже проехал весь Таиланд. Обязательное условие для открытия туристического бизнеса в Тае - надо внести депозит (страховку) в 100 тыс. бат (чуть больше $3 тыс.).

Николай носится по Бангкоку на Kawasaki, специально уменьшенном в тюнинговом ателье, так что он стал всего на 1,5 см шире обычного скутера. Зато можно отлично лавировать между машинами, а по другому успеть нигде не получится - по пробкам город сильно напоминает Москву. Мы сидим в клубе Koi, вокруг - русская речь и красивые высокие русские девчонки, сразу видно - модели. Их тут кормят и поят бесплатно, чтобы приманивали гостей с деньгами. Оказывается, европейский тип внешности тут ценится, модель во время съемки получает до 15 тыс. бат ($500) за день, съемка белья - 8 тыс., полный каталог - 25 тыс. В Бангкоке полсотни русских моделей.

«Тут почти половина рекламы снимается с белыми», - рассказывает Сергей, сидящий за соседним столиком (именно его бритый затылок появляется в местной рекламе Pepsi под видом Бекхэма - delovgoru.ru). «Тут популярны отбеливающие средства - ну кто может их лучше прорекламировать, чем белый человек? Правда, учитывая местную специфику, тут нас даже красят как таек, и все мы становимся на них похожи», - смеется модель Лена из Калининграда, учившаяся в России на менеджера кино и телевидения, но прервавшая курс на два года ради азиатских приключений.

За диджейским пультом в Koi, конечно, тоже наш, DJ Рудиков, выросший в Москве, но 13 лет проживший в Израиле. Занимался безопасностью в авиакомпании, «но музыка взяла свое». За двухчасовой сет - 4-5 тыс. бат. Известные российские диджеи зарабатывают в Паттае больше - говорят, Бензина обошлась в $6 тыс.

Вполне естественно, что вторая по популярности после туризма тема в Таиланде - общепит.

Небольшой бар на побережье можно прикупить всего за 200-600 тыс. бат ($20 тыс.), что и делают многие европейцы. Прибыль невелика, зато девочки, выпивка и тусовка всегда под рукой. Для многих, кому опостылела консервативная старушка Европа, это стало образом жизни. Как уверяют люди, такие заведения державшие, не столь они и прибыльные, а чтобы был хоть какой то доход, «нужно постоянно быть внутри», иначе персонал все растащит. Так что популярные go go бары с девчонками россиянам не принадлежат - нашим соотечественникам важен доход. Только на дискотеке Galaxy работают девчонки с Украины и из Белоруссии - как экзотика для арабов, а открывшийся клуб B52 сделали «авторитетные» хабаровские предприниматели. Наши открывают русские и, как всегда, более дорогие рестораны - «Байкал», «Оазис», «Матрешку». Сейчас их в Паттае уже 28, на Пхукете, говорят, 14, на Самуе - два...

Если хочется попробовать «русскую» уху из плавников акул и со скатом или поджарку из мяса крокодила - это к пенсионерке Нелли Елисеевой из Новосибирска. Она всю жизнь преподавала экономику социализма, а в 1999 году в качестве туристки оказалась в Тае. «Тут такая аура, тайцы такие улыбчивые, солнце... Влюбилась сразу в страну, а бизнес тут открыть легко: никто не препятствует, не то что в России, со всеми можно разумно договориться», - рассказывает Елисеева. И, вернувшись через несколько лет, она открыла трактир «У Захаровны», год назад - второй. Знания экономики пригодились на капиталистической почве, даже не помешало полное незнание какого-либо иностранного языка - delovgoru.ru. На лето Елисеева закрывает свои трактиры, консервирует: «Так выгоднее, даже с учетом аренды, чем работать впустую и платить 45 бат за киловатт света. Клиентов все равно нет». И, как многие, улетает на родину, чтобы вновь вернуться осенью, к турпотоку. Тогда можно заработать.

Но в экзотической стране есть и экзотические занятия. Дмитрий приехал в Таиланд из Москвы, в его трудовой книжке - 28 профессий, сейчас держит змеиную ферму на окраине Паттаи. На днях одна из гадюк вырвалась и укусила его сотрудника тайца - не смертельно (успели вовремя ввести вакцину), но неприятно плюс дорого: лечение работника обошлось Дмитрию в 42 тыс. бат ($1,5 тыс.) за сутки в госпитале. Впервые Дмитрий оказался в Тае в 1992-м, а уже в 1994-м по три тонны шмоток в месяц возил Лужники, Черкизово, Динамо. «Сперва была, как у многих, детская одежда, но, когда она разошлась по швам на моих детях, отказался от нее, - рассказывает он. - Перешел на коттон, тут он отличный, только у джинсов проблема: талии слишком низкие, как у азиатов». Но, когда в конце 90-х у него на складе завис товар на несколько десятков тысяч долларов, пришлось завязать. «Основной риск челночества - затоваривание стока, если не угадать с закупкой, плюс увеличились пошлины, - вспоминает Дмитрий, - но, когда дело шло, $10 тыс. в месяц выходило».

Потом с партнером Дмитрий открыл первый русский ресторан в Паттае, но для его живого характера ресторанный бизнес оказался слишком занудным: «Каждый день - одно и то же, с ума можно было свихнуться». «Хотя тут открыть ресторан можно недорого, - вспоминает Дмитрий. - Нам он обошелся в $30 тыс. со всем оборудованием и ремонтом. Через ресторан даже туры продавали - просто ставили рекламу на столики: пока человек ест, прочитает и примет решение. Если честно, маршруты воровали у других туркомпаний». В 1999 году Дмитрию удалось недорого перекупить бизнес у разводивших змей корейцев.

Каждый день на ферму приезжают экскурсии - Дмитрий кормит туристов супом из кобры, предлагает коньячную настойку на желчи змеи, отвечает на «дурацкие вопросы» о змеях. Живая кобра у местных ловцов стоит 250 бат ($8), кроме того, Дмитрию в неделю надо 30 гадюк. На каждом туристе выходит 160 бат, в день может быть пара групп, в год - до 2,5 тыс. За три утренних часа, когда приезжает экскурсия, удается заработать 4-5 тыс. бат - delovgoru.ru. Конечно, если не случается нового форс мажора: змея - животное опасное, самого Дмитрия не раз кусали. «Главное - найти свою нишу и чтобы было тебе самому интересно, тогда все получится», - уверен Дмитрий.

Как, например, это удалось Андрею Шуляру, основавшему в Паттае русский дайв-клуб Perfect Divers еще в 1998 году (вообще, русских дайв-центров больше всего на Пхукете - 5, в Паттае 4, есть один в Качанге). Шуляр всю жизнь занимался дайвингом, работал инструктором ДОСААФ во Владивостоке. «В Тае оказался впервые на отдыхе, решил немного подзаработать дайв-инструктором, - вспоминает Андрей, - а за это платили, кстати, $2 тыс. в месяц. Сейчас в Паттае работают сотни дайв-инструкторов - россиян, около 30 живут постоянно, много фрилансеров. В общем, три зимы я тут проработал, а летом - во Владик. Потом решил тут сделать дайв-центр: сезон дольше, один дайв во Владивостоке стоит $35, тут - $100, куча островов и рифов, только 72 точки погружения на затопленные корабли...» По словам Шуляра, небольшой дайв-центр можно открыть за $15-30 тыс. (комплект снаряжения - $1,5 тыс., месячная аренда небольшого катера - столько же, а «поток людей в Паттае - огромный, только успевай работать, рентабельность же - на уровне 60 %»).

Если вы хоть раз бывали в Паттае, в любом отеле наверняка замечали, щелкая пультом, канал с логотипом в виде российского флага и длинным названием «Добро пожаловать в Паттаю», придуманным три года назад двумя жителями Магадана - Олегом и Максимом. Переехали на берег Сиамского залива ребята по той же причине, что и большинство: «Достал холод - представляешь, какой он в наших краях?» Над выбором деятельности долго думать не пришлось, телевидение Максиму знакомо: у него в Магадане свой ТВ канал. «Тут хорошо тем, что можно заниматься всем, никто ничего не запрещает», - уверяет Максим.

Сюжеты каналу часто менять не надо - в среднем один турист живет в Паттае две недели в году, потом приезжает новый, который с удовольствием посмотрит то же, что и предшественник. И это позволяет экономить на производстве. «Мои сотрудники с магаданской студии приезжают вахтовым методом: отдохнули и поработали заодно, - рассказывает Максим. - Так что живем мы тут по буддийски, особо не паримся, комфортно, никуда не спешим, проект работает - и хорошо».

По утверждению компаньонов, за все время они вложили в канал порядка $500 тыс., включая оплату приездов съемочных групп из Магадана, покупку съемочного и монтажного оборудования, вход в кабельные сети. «Тут оказалось, что не нам, как производителям контента, должны платить, а мы - за доступ в сети. Приходится отдавать на это сотни тысяч бат ежемесячно, живем за счет рекламы, - говорит Максим. - Сперва договорились с одним бельгийцем, у которого свой кабель, на шесть часов вещания, а затем вошли в остальные сети города - все поняли, сколько тут русских и что канал для них может быть очень популярен». Вложения еще не «отбили», но «это вот так сразу и не требуется», признается Максим.

Уже к каналу логично подтянулась туристическая деятельность: «Если мы других рекламируем, то почему себя не можем, имея такую PR площадку?» Максим с Олегом на ниве туриндустрии нашли свое направление: купили несколько багги, квадроциклов, старых американских джипов, сделали сафари по джунглям и другие техноразвлечения, которых тут не было. (А вот морское направление - с рыбалкой, дайвингом и прочим - тут давно перенасыщено - delovgoru.ru.) В день с человека - $100. «Норма рентабельности очень неплохая, за сезон можно „отбить“ машину ценой под $20 тыс., - говорит Максим. - Главное - войти в каталог к крупным туроператорам. Именно через них приходят 70 % клиентов, и это стоит 20 % комиссии оператору».

Олег советует: если входить с каким то продуктом, то лучше с 1 по 15 января, «когда тут столько наших, что можно продать абсолютно все. А аренда вполне доступна: мы за офис в 120 кв. м платим чуть больше $2 тыс. - это не Москва».

Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.




Все права защищены - 2009-2017 © Дело в гору. ру - All rights reserved